АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО  В МКОУ « Тополинская ООШ»

2011-2012 учебный год 

Школа вступает в период глубоких качественных изменений. В новом Стандарте изменены содержание и структура образования в целом. Целью образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальной учебной деятельности и на их основе усвоения базовых знаний, а главное – умения самостоятельно обновлять и совершенствовать свое образование в соответствии с условиями быстро меняющего мира.

Таким образом, современный ученик не только должен усваивать определенный объем знаний, но и учиться сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы, работать с разными видами информации, свободно высказываться в устной и письменной форме, осознавать и понимать различия между людьми и культурами, понимать ценность такого различия и многое другое. И учиться этому он будет как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

С 1 сентября 2011 года МКОУ « Тополинская ООШ» стала одной из школ района, участвующая в введении новых ФГОС НОО.

При управлении образования Хабарского района был создан координационный совет, составлен план работы  по введению ФГОС, разработаны мероприятия  по оказанию методической помощи учителям школ района в подготовке  нормативно-правовых документов по подготовке введения ФГОС, написанию рабочих программ.   Учителя приняли активное участие в  проведении обучающих семинаров и экспертиз учебных программ  и программ внеурочной деятельности

В марте 2011 года было решено перейти на УМК « Школа России».  Программы учебных предметов составлены с учетом  выбранного УМК.

    Разработаны программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования « Мир твоей души», программа формирования УУД, планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО, программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни « Будь здоров», система оценки планируемых результатов,  программы внеурочных видов деятельности, программа воспитания и социализации обучающихся « Я и мое отечество»

В нашей школе 1 первый класс , учится в нем 4 первоклассника. Классный руководитель: Дымнова Л.П.

 Дымнова Л.П. начала свою работу с составления рабочих программ по учебным предметам в соответствии с требованиями Стандарта и организации занятий внеурочной деятельности.

      Реализуются дополнительные образовательные программы, включающие разные направления воспитания и социализации личности младшего школьника, в том числе и разные аспекты духовно-нравственного воспитания. Внеурочную деятельность составляет 5 кружков, студий  и секций по следующим направлениям:

Научно-познавательное –

Художественно – эстетическое –

Спортивно – оздоровительное –

Туристско – краеведческое –

В начале учебного года провели родительское собрание и анкетирование родителей первоклассников по вопросу введения ФГОС второго поколения. Итоги анкетирования:

  1. Считают необходимым переход на ФГОС НОО – 8 родителей (всего родителей 8);
  2. Считают необходимым переход на дополнительное образование в виде кружков, секций – все родители.
  3. Направления внеурочной деятельности, в которых родители желали бы, чтобы занимался их ребенок:
  • на 1 месте – художественно — эстетическое;
  • на 2 месте – духовно — нравственное;
  • на 3 месте – научно – познавательное и спортивно – оздоровительное.
  1. По мнению родителей, учащимся нужны кружки и секции: спортивные, танцевальные, познавательные.
  2. Родители хотели бы узнать что – то еще о ФГОС нового поколения. В связи с этим  был открыт на школьном сайте отдел «ФГОС»

В целях реализации задач нового Стандарта обучение в 1 классе ведется на основе  УМК «Школа России».  УМК «Школа России» нацелен на развитие учащихся. В учебниках даны задания на развитие логического мышления; дифференцированные задания; задания на повторение, что делает процесс обучения более успешным. Учебники и рабочие тетради по всем предметам приобретены за счет родителей.

Каждый час, каждый день, проведенный в школе и классе, дает ребенку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире. Дети дружелюбно общаются с педагогом и друг с другом – в классах сложились доброжелательные взаимоотношения.

Планируется в следующем учебном году продолжить работу по тем же направлениям, которые апробированы в нашей школе. Разработаны рабочие программы внеурочной деятельности с 1 по 4 классы. Во внеурочную деятельность в 2012-2013 году будет включена  социальная работа ( 1 час )с целью проведения мероприятий в выявлении лидеров и формирования «портфеля» ученика. Исследовательская и проектная деятельность включена в планы  всех кружков, секций, студий.

  В педколлективе  в течение года изучается, накопляется и внедряется в практику методики, технологии и средства, соответствующие требованиям ФГОС. Проводилась подготовка к введению ФГОС НОО с 1 сентября 2010 года. Учитель будущих первоклассников прошел курсы повышения квалификации по вопросу введения ФГОС НОО.

 В 2011 – 2012 учебном году для педагогов , завучей, директоров школ района проведено несколько обучающих семинаров.

  Систематически проводились встречи  и взаимные посещения уроков педагогами нашей школы и учителями района.

В течение учебного года проводились родительские собрания, где обсуждались успехи и проблемы детей, представлялись творческие работы учеников.

Большое внимание уделялось формированию коллектива учащихся. Учитель первого классов вела работу по исследованию доминирующих способностей ребенка. Проведено анкетирование родителей «Способности ребенка и как их распознать» с целью выявления индивидуально-психических особенностей ребенка и преобладающими любимыми видами деятельности.

  На родительском собрании классным руководителем даны характеристики доминирующих способностей ребенка. В результате чего был составлен портрет  класса и реализованы направления внеурочной деятельности в соответствии  со способностями детей и желаниями родителей..

год

Кол-во учащ-ся

Способности в технической области

Музыкальные способности

Артистические способности

Спортивный талант

2011-2012

4

1

1

1

1

 В течение года проводился ряд педагогических и психологических исследований, направленный на выявление уровня развития личности первоклассника и на определение качества достигнутых школьником результатов обучения.

В программе «Школа России» система мониторинга результатов обучения соответствует требованиям ФГОС НОО (предметные, метапредметные. личностные). В школе внедрена система мониторинга результатов обучения и воспитания:

  1. Мониторинг психического развития учащихся (диагностика готовности обучения в школе – тест Керна-Иерасика). На основании его составляется карта развития ребенка с показателями физического и социального развития, развития речи и речевого общения, эстетическое развитие.

 Результаты психологической готовности детей к школе:

год

Кол-во учащихся

Школьно зрелые

Средне зрелые

Низкий уровень зрелости

2011-2012

4

2

1

1

   Диагностика изучения адаптации первоклассников.

  Использованные методики:1) рисуночный тест «Что мне нравится в школе», 2) анкетирование «Школа»

Год

Кол-во учащихся

Высокая мотивация

Положительное отношение к школе, но… на внешние атрибуты

Положительное отношение к школе, но…игровой мотив

Отсутствие школьной мотивации

2011-2012

4

3

4

1

-

 Итоговая диагностика

    Использованные методики: 1) «Образец и правило» Цель: выявить уровень произвольности и организации действий, умения ориентироваться на систему условий задачи. 2) «Графический диктант». Цель: выявить способность точно выполнять указания взрослого, самостоятельно действовать по указанию, самоконтроль.

год

Кол-во

учащихся

«Образец и правило»

«Графический диктант»

Высокий

Выше среднего

Средний

Высокий

Выше среднего

средний

2011-2012

4

1

1

2

1

2

1

 

Следующим этапом было проведено педагогическое исследование эффективности работы по формированию УУД. Выявлен коэффициент уровня сформированности УУД каждого ученика по каждому виду умений  и класса в целом.

Анализ проведен своевременно с учетом проведения коррекционной работы в марте-мае месяце.

Результаты апрельского мониторинга

 

год

Кол-во учащихся

Уровень сформированности УУД

высокий

Средний

низкий

2011-2012

4

1

2

1

  Составлены КИМы  итоговой аттестации первых экспериментальных классов. Результаты контрольных работ показали хорошую успеваемость и хорошее качество знаний учащихся первых экспериментальных классов.

предмет

успеваемость

Успев.

Качест-во ЗУН

Ср. балл

«5»

«4»

«3»

«2»

математика

             

Русский   язык

             

  Новый стандарт предъявляет существенно  высокие требования к уровню подготовки выпускников начальной школы Управление качеством образования требует изменения принципов анализа результатов обучения. Учителю необходимо перейти к систематическому отслеживанию процесса обучения и динамики его результатов, активно включать в эти процессы школьников и их родителей. Проверка и оценка достижений младших школьников — важная составляющая процесса обучения.

Основными составляющими  новой технологии контроля и оценивания результатов учебной деятельности являются  фиксация не только предметных знаний и умений, но общеинтеллектуальных умений, способностей к рефлексивной самоорганизации в учебном процессе. Важным направлением в осуществлении оценивания является развитие у учащихся умений самоконтроля и адекватности самооценки. Проводимые мониторинги представляют собой диагностико-аналитическую работу с учащимися по комплексу методик,  позволяющую отслеживать изменение характеристик их психофизиологического, личностного, познавательного и эмоционального развития. Это дает возможность контролировать динамику развития детей, максимально способствовать созданию здоровьесберегающей среды и благоприятных условий для развития личности и деятельностных способностей ребенка. Диагностика, мониторинги и анкетирование могут быть использованы в учебном процессе и во внеурочной деятельности.

   Финансовое обеспечение введения ФГОС желает быть лучшим.   В классе установлена новая мебель, соответствующая нормам СанПИНа, класс не укомплектован наглядными пособиями  и  техническими средствами обучения с требованиями ФГОС.

Мы считаем, что главной задачей является — создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей хорошее качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей; духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся; комфортной по отношению к обучающимся и педработникам; гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.

Опыт внедрения ФГОС показывает, что, в целом, концептуальные идеи актуальны и востребованы современной образовательной системой.