АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО В МКОУ « Тополинская ООШ»
2011-2012 учебный год
Школа вступает в период глубоких качественных изменений. В новом Стандарте изменены содержание и структура образования в целом. Целью образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальной учебной деятельности и на их основе усвоения базовых знаний, а главное – умения самостоятельно обновлять и совершенствовать свое образование в соответствии с условиями быстро меняющего мира.
Таким образом, современный ученик не только должен усваивать определенный объем знаний, но и учиться сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы, работать с разными видами информации, свободно высказываться в устной и письменной форме, осознавать и понимать различия между людьми и культурами, понимать ценность такого различия и многое другое. И учиться этому он будет как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
С 1 сентября 2011 года МКОУ « Тополинская ООШ» стала одной из школ района, участвующая в введении новых ФГОС НОО.
При управлении образования Хабарского района был создан координационный совет, составлен план работы по введению ФГОС, разработаны мероприятия по оказанию методической помощи учителям школ района в подготовке нормативно-правовых документов по подготовке введения ФГОС, написанию рабочих программ. Учителя приняли активное участие в проведении обучающих семинаров и экспертиз учебных программ и программ внеурочной деятельности
В марте 2011 года было решено перейти на УМК « Школа России». Программы учебных предметов составлены с учетом выбранного УМК.
Разработаны программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования « Мир твоей души», программа формирования УУД, планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО, программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни « Будь здоров», система оценки планируемых результатов, программы внеурочных видов деятельности, программа воспитания и социализации обучающихся « Я и мое отечество»
В нашей школе 1 первый класс , учится в нем 4 первоклассника. Классный руководитель: Дымнова Л.П.
Дымнова Л.П. начала свою работу с составления рабочих программ по учебным предметам в соответствии с требованиями Стандарта и организации занятий внеурочной деятельности.
Реализуются дополнительные образовательные программы, включающие разные направления воспитания и социализации личности младшего школьника, в том числе и разные аспекты духовно-нравственного воспитания. Внеурочную деятельность составляет 5 кружков, студий и секций по следующим направлениям:
Научно-познавательное –
Художественно – эстетическое –
Спортивно – оздоровительное –
Туристско – краеведческое –
В начале учебного года провели родительское собрание и анкетирование родителей первоклассников по вопросу введения ФГОС второго поколения. Итоги анкетирования:
- Считают необходимым переход на ФГОС НОО – 8 родителей (всего родителей 8);
- Считают необходимым переход на дополнительное образование в виде кружков, секций – все родители.
- Направления внеурочной деятельности, в которых родители желали бы, чтобы занимался их ребенок:
- на 1 месте – художественно — эстетическое;
- на 2 месте – духовно — нравственное;
- на 3 месте – научно – познавательное и спортивно – оздоровительное.
- По мнению родителей, учащимся нужны кружки и секции: спортивные, танцевальные, познавательные.
- Родители хотели бы узнать что – то еще о ФГОС нового поколения. В связи с этим был открыт на школьном сайте отдел «ФГОС»
В целях реализации задач нового Стандарта обучение в 1 классе ведется на основе УМК «Школа России». УМК «Школа России» нацелен на развитие учащихся. В учебниках даны задания на развитие логического мышления; дифференцированные задания; задания на повторение, что делает процесс обучения более успешным. Учебники и рабочие тетради по всем предметам приобретены за счет родителей.
Каждый час, каждый день, проведенный в школе и классе, дает ребенку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире. Дети дружелюбно общаются с педагогом и друг с другом – в классах сложились доброжелательные взаимоотношения.
Планируется в следующем учебном году продолжить работу по тем же направлениям, которые апробированы в нашей школе. Разработаны рабочие программы внеурочной деятельности с 1 по 4 классы. Во внеурочную деятельность в 2012-2013 году будет включена социальная работа ( 1 час )с целью проведения мероприятий в выявлении лидеров и формирования «портфеля» ученика. Исследовательская и проектная деятельность включена в планы всех кружков, секций, студий.
В педколлективе в течение года изучается, накопляется и внедряется в практику методики, технологии и средства, соответствующие требованиям ФГОС. Проводилась подготовка к введению ФГОС НОО с 1 сентября 2010 года. Учитель будущих первоклассников прошел курсы повышения квалификации по вопросу введения ФГОС НОО.
В 2011 – 2012 учебном году для педагогов , завучей, директоров школ района проведено несколько обучающих семинаров.
Систематически проводились встречи и взаимные посещения уроков педагогами нашей школы и учителями района.
В течение учебного года проводились родительские собрания, где обсуждались успехи и проблемы детей, представлялись творческие работы учеников.
Большое внимание уделялось формированию коллектива учащихся. Учитель первого классов вела работу по исследованию доминирующих способностей ребенка. Проведено анкетирование родителей «Способности ребенка и как их распознать» с целью выявления индивидуально-психических особенностей ребенка и преобладающими любимыми видами деятельности.
На родительском собрании классным руководителем даны характеристики доминирующих способностей ребенка. В результате чего был составлен портрет класса и реализованы направления внеурочной деятельности в соответствии со способностями детей и желаниями родителей..
год |
Кол-во учащ-ся |
Способности в технической области |
Музыкальные способности |
Артистические способности |
Спортивный талант |
2011-2012 |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
В течение года проводился ряд педагогических и психологических исследований, направленный на выявление уровня развития личности первоклассника и на определение качества достигнутых школьником результатов обучения.
В программе «Школа России» система мониторинга результатов обучения соответствует требованиям ФГОС НОО (предметные, метапредметные. личностные). В школе внедрена система мониторинга результатов обучения и воспитания:
- Мониторинг психического развития учащихся (диагностика готовности обучения в школе – тест Керна-Иерасика). На основании его составляется карта развития ребенка с показателями физического и социального развития, развития речи и речевого общения, эстетическое развитие.
Результаты психологической готовности детей к школе:
год |
Кол-во учащихся |
Школьно зрелые |
Средне зрелые |
Низкий уровень зрелости |
2011-2012 |
4 |
2 |
1 |
1 |
Диагностика изучения адаптации первоклассников.
Использованные методики:1) рисуночный тест «Что мне нравится в школе», 2) анкетирование «Школа»
Год |
Кол-во учащихся |
Высокая мотивация |
Положительное отношение к школе, но… на внешние атрибуты |
Положительное отношение к школе, но…игровой мотив |
Отсутствие школьной мотивации |
2011-2012 |
4 |
3 |
4 |
1 |
- |
Итоговая диагностика
Использованные методики: 1) «Образец и правило» Цель: выявить уровень произвольности и организации действий, умения ориентироваться на систему условий задачи. 2) «Графический диктант». Цель: выявить способность точно выполнять указания взрослого, самостоятельно действовать по указанию, самоконтроль.
год |
Кол-во учащихся |
«Образец и правило» |
«Графический диктант» |
||||
Высокий |
Выше среднего |
Средний |
Высокий |
Выше среднего |
средний |
||
2011-2012 |
4 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
Следующим этапом было проведено педагогическое исследование эффективности работы по формированию УУД. Выявлен коэффициент уровня сформированности УУД каждого ученика по каждому виду умений и класса в целом.
Анализ проведен своевременно с учетом проведения коррекционной работы в марте-мае месяце.
Результаты апрельского мониторинга
год |
Кол-во учащихся |
Уровень сформированности УУД |
||
высокий |
Средний |
низкий |
||
2011-2012 |
4 |
1 |
2 |
1 |
Составлены КИМы итоговой аттестации первых экспериментальных классов. Результаты контрольных работ показали хорошую успеваемость и хорошее качество знаний учащихся первых экспериментальных классов.
предмет |
успеваемость |
Успев. |
Качест-во ЗУН |
Ср. балл |
|||
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
||||
математика |
|||||||
Русский язык |
Новый стандарт предъявляет существенно высокие требования к уровню подготовки выпускников начальной школы Управление качеством образования требует изменения принципов анализа результатов обучения. Учителю необходимо перейти к систематическому отслеживанию процесса обучения и динамики его результатов, активно включать в эти процессы школьников и их родителей. Проверка и оценка достижений младших школьников — важная составляющая процесса обучения.
Основными составляющими новой технологии контроля и оценивания результатов учебной деятельности являются фиксация не только предметных знаний и умений, но общеинтеллектуальных умений, способностей к рефлексивной самоорганизации в учебном процессе. Важным направлением в осуществлении оценивания является развитие у учащихся умений самоконтроля и адекватности самооценки. Проводимые мониторинги представляют собой диагностико-аналитическую работу с учащимися по комплексу методик, позволяющую отслеживать изменение характеристик их психофизиологического, личностного, познавательного и эмоционального развития. Это дает возможность контролировать динамику развития детей, максимально способствовать созданию здоровьесберегающей среды и благоприятных условий для развития личности и деятельностных способностей ребенка. Диагностика, мониторинги и анкетирование могут быть использованы в учебном процессе и во внеурочной деятельности.
Финансовое обеспечение введения ФГОС желает быть лучшим. В классе установлена новая мебель, соответствующая нормам СанПИНа, класс не укомплектован наглядными пособиями и техническими средствами обучения с требованиями ФГОС.
Мы считаем, что главной задачей является — создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей хорошее качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей; духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся; комфортной по отношению к обучающимся и педработникам; гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.
Опыт внедрения ФГОС показывает, что, в целом, концептуальные идеи актуальны и востребованы современной образовательной системой.