Справка
о деятельности классных руководителей
по профилактике среди учащихся вредных привычек, табакокурения, наркомании и СПИДА
Цель проверки: изучить систему работы классных руководителей 1 – 9 классов по профилактике вредных привычек у учащихся, наркомании, табакокурения, алкоголизма и воспитанию потребности в здоровом образе жизни и изучить её эффективность.
Сроки проверки: ноябрь – декабрь 2013 года.
Формы и методы проверки: собеседования с классными руководителями и учащимися, анкетирование учащихся, анализ планов воспитательной работы классных руководителей, посещение классных часов и воспитательных мероприятий.
Проверку проводила заместитель директора по воспитательной работе Штромбергер В.Н.
Формирование у обучающихся потребности в ЗОЖ и воспитание здорового физически и нравственно молодого поколения – одна из первоочередных задач нашего общества. Ведущая роль в этой работе, безусловно, принадлежит школе. На сегодняшний день в мире и стране особенно обострилась проблема борьбы с наркоманией, уже превратившейся в социальное бедствие и СПИДом. Не менее распространены, по статистике, в подростковой среде алкоголизм и табакокурение.
В соответствии с планом ВШК проводилась проверка эффективности работы классных руководителей по воспитанию у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, антинаркотической, антиалкогольной пропаганде, профилактике табакокурения и других вредных привычек.
Проверкой установлено:
1) Вопросы воспитания у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, антинаркотической, антиалкогольной пропаганды, профилактики табакокурения включены в планы воспитательной деятельности классных руководителей 1-9 классов. Согласно плану воспитательной деятельности основной акцент на вопросы профилактики вредных привычек делается в ноябре в ходе Месячника правового воспитания и профилактики правонарушений и профилактики наркомании и СПИДа. Однако и в другие сроки в планы воспитательной деятельности классных руководителей 1 – 9 классов включены вопросы воспитания потребности в ЗОЖ и профилактики вредных привычек.
Профилактическая работа в школе строится на следующих принципах:
Организация мероприятий по профилактике наркомании строится на основе целевой программы.
Цели такой работы:
создание в школьной среде ситуации, препятствующей употреблению наркотиков;
распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотреблении наркотических средств;
формирование у подростков навыка анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, и умения принимать правильные решения.
1)Предоставление альтернатив наркотизации.
Цель работы в данном направлении:
целевая работа с группой риска и определение групп риска, и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению тяги к наркотикам;
взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу;
работа по изменению отношения к лицам, злоупотребляющим наркотиками - оно должно стать более гуманным.
2) Просветительская работа ведется на протяжении всего периода обучения ребенка в школе, начинается в младших классах и продолжается до выпуска. А в ходе выполнения программы учащимся предоставляется точная и достоверная информация о наркотиках и их влиянии на психологическое, социальное и экономическое благополучие человека.
Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, также вовлекаются в разработку стратегии антинаркотического просвещения.
План работы педагогического коллектива по воспитанию потребности в ЗОЖ и профилактике вредных привычек включал следующие мероприятия: вовлечение учащихся в кружки и секции учреждений дополнительного образования и школьные; организация КТД , конкурсов, спортивных состязаний и вовлечение в них учащихся, в первую очередь из «группы риска»; классные часы и беседы, анкетирование, встречи с медицинскими работниками, конкурсы рисунков и плакатов «Мы выбираем ЗОЖ», уроки - ролевые игры, творческие работы учащихся.
В школьной библиотеке библиотекарем Рымарь Н.Н. в помощь классным руководителям сделана подборка материалов для бесед и классных часов по темам:
«Питание и здоровый образ жизни»;
«Хочешь жить – бросай курить»;
«О вреде алкоголя»;
«Берегись белой тучи»;
Наркомания – знак беды»;
«Искусственный рай»;
«Дорога в никуда».
Материалами по данной теме, собранными в библиотеке, воспользовалось большинство классных руководителей. В октябре- ноябре учащиеся школы приняли участие в ряде конкурсов и акций по антинаркотической пропаганде.
3) Следует отметить, что эффективность профилактической деятельности определяется тем, насколько у ребенка воспитана потребность в здоровом образе жизни, насколько у него выработана активная жизненная позиция. При организации профилактической работы педагогический коллектив основывается на том, что чем больше у ребенка возможностей зарекомендовать себя как творческую личность, тем меньше у него проявится интерес к асоциальным явлениям.
В процессе формирования потребности в ЗОЖ большое значение имеет участие школьников во внеурочной деятельности для учащихся начальной школы. В текущем учебном году 100% учащихся начальной школы охвачены различной кружковой деятельностью.
Традиционными в школе на протяжении многих лет являются спортивные соревнования «Веселые старты», спартакиада .Проводилось анкетирование старшеклассников и немного отличаются данные 8 и 9 классов, процент осведомленности 8-го класса составляет 84%, а 9-го-98%. При этом большинство школьников узнает о проблеме наркомании из телевидения 58%, лишь 32% такую информацию получает в учреждении образования, а 10% от родителей.
Выразили желание получать в дальнейшем информацию о наркомании в индивидуальной беседе со специалистом 53%; 47%-на занятии, которое организовано взрослыми; 22% предпочли бы массовые мероприятия, посвященные наркомании. 41 чел. – 44% убежденно, что если у подростка появится желание приобрести наркотики, то сделать это они с легкостью смогут на дискотеке, второй по популярности ответ на рынке.
Большинство старшеклассников признало, что употребление табака, алкоголя и разнообразных наркотических веществ приводит, так или иначе, к разрушению здоровья. Ценность здоровья для себя все учащиеся оценили высоко.
Ребята отметили, что в школе проводились следующие мероприятия:
медицинский осмотр, беседы с классным руководителем, уроки в рамках ОБЖ, лекции фельдшера, общешкольные мероприятия.
Из них, по мнению школьников, могут помочь в решении проблемы наркомании:
лекции врачей – 55%
беседы с классным руководителем – 43%
занятия с психологом – 34%
уроки в рамках ОБЖ – 12%
В проведенных мероприятиях старшеклассникам больше всего понравился тот факт, что организаторы искренне хотят помочь решить проблему наркотиков.
Выводы и рекомендации.
Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что работа по формированию у обучающихся потребности в ЗОЖ, профилактике табакокурения, антинаркотической и антиалкогольной пропаганде в школе и классах ведется удовлетворительно. Однако не у всех школьников сформирована потребность в ЗОЖ.
В связи с этим рекомендуется:
1.Классным руководителям больше внимания уделять формированию у учащихся потребности в ЗОЖ. Ознакомить учащихся с памятками из цикла «Как бороться с вредными привычками», провести классные часы по теме « Воспитай себя сам», «Как воспитать у себя хорошие привычки», «Как избавиться от вредных привычек». Включить в план воспитательной работы на следующий учебный год и провести классные часы-тренинги по формированию устойчивого отношения к негативным проявлениям окружающей среды и воспитанию положительных привычек.
2.Зам.директора по ВР разработать соответствующие памятки для учащихся.
3.Классным руководителям при проведении классных часов по формированию потребности в ЗОЖ и расширению их кругозора полнее использовать возможности библиотек и Интернета, привлекать к проведению мероприятий родителей, специалистов и общественность.
4.Включить в план работы ШМО на следующий учебный год и рассмотреть на заседаниях ШМО классных руководителей формы и методы воспитания у учащихся потребности в ЗОЖ, провести круглый стол по обмену опытом.