СПРАВКА
по итогам внутришкольного контроля
Тема: Система опроса, работа со слабоуспевающими учащимися.
Цель проверки: Оценка системы опроса и организации урочной и внеурочной работы учителей-предметников со слабоуспевающими учащимися.
Методы контроля: посещение уроков, индивидуальные беседы, проверка классных журналов.
Сроки: 10.02. - 21.02.2014г.
Проверяющий: зам. Директора по УВР Затеса М.Д.
В рамках внутришкольного контроля в феврале месяце была произведена проверка системы опроса и организации урочной и внеурочной работы учителей-предметников со слабоуспевающими учащимися.
Из анализа посещённых уроков, проверки классных журналов и индивидуальных бесед было выявлено, что учителя-предметники с целью ликвидации пробелов в знаниях слабоуспевающих школьников планируют урочную и внеурочную работу с учащимися.
Они имеют список слабоуспевающих учащихся, знают имеющие пробелы в знаниях конкретного ученика, по мере необходимости организуют индивидуальные дополнительные занятия после уроков, поддерживают связь с родителями, привлекая их к занятиям с ребёнком дома.
Так, учитель русского языка и литературы Коваленко Галина Ивановна использует в работе со слабоуспевающими учениками:
- ●обобщающие таблицы по уровням:
I уровень (знание: запоминание, воспроизведение): составление связного высказывания на основе обобщающей таблицы;
II уровень (понимание: объяснение, изложение, интерпретация): составление связного высказывания на основе обобщающей таблицы, самостоятельный подбор примеров.
- ●Приемы дифференциации при коррекции знаний:
работа над ошибками: надо выписать в исправленном виде слово, квалифицировать тип орфограммы или пунтограммы, графическим обозначением показать, что исправление сделано осознанно, а не наугад, что определены все ориентиры, влияющие на выбор написания.
- ●Самостоятельный подбор примеров является заключительным этапом, показывающим, что «механизм переноса на основе обобщения» осуществляет, что ученик учится владеть правилом как способом действия.
- ●Домашняя работа включает более лёгкое задание, но никогда не запрещено трудиться дома наравне с сильными учащимися, что позволяет ученику ощущать себя полноправным участником учебного процесса.
- ●После уроков занятия со слабоуспевающими учащимися тогда, когда такому ученику временного урочного пространства недостаточно, на эти занятия выносятся вопросы практического характера.
Галина Ивановна считает, что организовать работу в целях развития познавательной активности слабоуспевающих учащихся — это значит подобрать такие задания, которые повышают активность в процессе восприятия, осмысления нового материала, оказывающие школьникам оперативную помощь в процессе первичного закрепления материала, обучающие приемам рациональной умственной деятельности, способствующие систематизации и совершенствованию знаний.
Проверка журналов показывает, что Галина Ивановна планирует опрос слабоуспевающих, накопляемость оценок хорошая.
Учитель математики Штромбергер Вера Николаевна после проведения контрольной работы и анализа ошибок берёт на учет всех неуспевающих учащихся и подбирает дифференцировано формы и методы работы с каждым отстающим учащимся в зависимости от его педагогической запущенности. Проводит индивидуальные и групповые консультации, кроме проведения контрольных работ ведёт наблюдения за работой учащихся на уроке, анализирует их ответы, работу у доски, выполнение домашних заданий.
Она классифицирует ошибки, допущенные в самостоятельных и контрольных работах, обратив особое внимание на их характер и частоту повторяемости, на недоработки, обнаруженные в процессе опроса, глубину знаний ранее пройденного материала.
Формы и содержание работы со слабоуспевающими учащимися:
- ● работа по трём основным формам работы со слабоуспевающими учащимися: уроки, консультации, дополнительные занятия.
- ●Трех- вариантные задания по степени трудности — облегченной, средней и повышенной.
- ●Индивидуально — групповые задания с приложением карточек- инструкций с подробным описанием всех команд.
На уроке Вера Николаевна ведёт индивидуальную работу со слабоуспевающими учащимися: продумывает задания и вопросы, подбирает упражнения. В зависимости от специфики пробелов в знаниях, и учитывая способности учащихся, выделяет таких, которые справятся самостоятельно с устранением этих пробелов. В этих целях практикует карточки — задания на дом. Когда учащийся плохо справляется с самостоятельными домашними заданиями, заменяет эту форму работы другой. Задания, умеренные по объему, не отнимают много времени от текущей работы по другим предметам.
На консультации учащиеся приходят с заранее подготовленными вопросами или с невыполненным заданием. Групповые дополнительные занятия проводятся после написания самостоятельных, контрольных, зачетных работ. На них разбираются и анализируются ошибки.
Дополнительные занятия носят временный характер. Цель их как можно скорее ликвидировать пробелы и вселить в ученика веру в свои силы. Проводится и работа с родителями учащихся:
- ●беседы
- ●консультации.
Проверка журналов показывает, что Вера Николаевна планирует опрос слабоуспевающих, накопляемость оценок хорошая.
Учитель математики Коваленко Елена Николаевна на уроках выделяет слабоуспевающих учащихся в отдельную группу, с которой работа проводится следующим образом: после объяснения учителя вызываются более подготовленные учащиеся, затем идет фронтальная групповая работа, потом самостоятельная работа, проверяемая и корректируемая учителем. На дом предлагаются задания минимального обязательного уровня.
После уроков проводятся консультации по мере необходимости. От родителей учитель требует контроля за выполнением письменной части задания и выучиванием наизусть правил, определений и формулировок теорем.
Проверка журналов показывает что Елена Николаевна планирует опрос слабоуспевающих, накопляемость оценок хорошая.
Учитель истории и обществознания Ситник Виктор Михайлович для ликвидации пробелов в знаниях слабоуспевающих школьников в системе использует:
- ●индивидуальные, дифференцированные задания на уроке.
- ●Консультации сильных учащихся.
- ●Творческие задания для создания ситуации успеха.
Проверка журналов показывает, что Виктор Михайлович планирует опрос слабоуспевающих, накопляемость оценок хорошая.
Учитель английского языка Штромбергер Вера Николаевна считает самым действенным приемом обучения школьника иностранному языку, способствующим достижению поставленных задач, дифференцированный подход к ученикам. Она так строит учебный процесс на уроке:
- ●работа на уроке организуется в режиме: «учитель- хорошо обучаемый ученик, учитель — трудно обучаемый ученик».
- ●слабый ученик прежде, чем самому произнести изучаемые речевые образцы, или выражения, слышит их несколько раз от сильных учащихся. Это помогает ему запомнить языковой материал, правильно употребить его и ответить на заданный вопрос.
- ●ученикам, которым не дается чтение, учитель пишет на русском языке английские слова, просит, чтобы они заучили данные лексические единицы.с последующей неоднократной тренировкой слабые учащиеся могут узнавать знакомые слова, читая их и даже перевод.
- ●при обучении письму ограничивается заданием для слабоуспевающих: переписать слова, сделать перевод этих слов, дать эквиваленты русским или английским словам, продолжить предложения на английском языке, используя текст.
Вера Николаевна в работе со слабоуспевающими использует:
- ●на уроке: индивидуальные, дифференцированные задания, тесты, карточки, устные задания.
- ●во внеурочное время: повторение букв, закрепление навыков письма, разучивание рифмовок, стихов, выполнение рисунков, творческих заданий.
- ●В работе с родителями: беседы, советы по улучшению успеваемости, рекомендации по контролю за выполнением домашнего задания.
Проверка журналов показывает, что учитель планирует опрос слабоуспевающих, накопляемость оценок хорошая.
Учитель географии Ситник Виктор Михайлович организует работу со слабоуспевающими учениками на уроке следующим образом:
- ●при проверке домашнего задания: устный опрос, работа с картой, тестовые задания базового уровня.
- ●Вовремя изучения нового материала: составление плана-конспекта по заданию учителя, индивидуальные задания.
- ●Домашнее задание: чтение и воспроизведение материала, сообщения, рисунки.
Проверка журналов показывает, что учителем планируется опрос слабоуспевающих, накопляемость оценок хорошая, однако анализ посещенных уроков показал, что разноуровневая дифференциация не всегда в системе используется на всех этапах урока.
Учитель химии Пучнина Виктория Викторовна для работы со слабоуспевающими школьниками использует индивидуальные карточки, работу в группах, взаимопроверку выполненного задания, дополнительные занятия, использует разноуровневую дифференциацию в системе и на всех этапах урока.
Выводы:
- 1.Учителя-предметники
- ●с целью ликвидации пробелов в знаниях слабоуспевающих школьников используют различные формы и методы работы на уроке и во внеурочное время;
- ●на всех этапах урока стараются организовать работу со слабыми учениками;
- ●используют карточки- подсказки;
- ●используют информационные технологии и мультимедийные средства в работе со слабоуспевающими учениками;
Рекомендации:
1. Учителям-предметникам для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися:
- ●в системе и регулярно использовать информационные технологии, мультимедийные средства обучения; карточки-подсказки, разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
- ●Планировать и систематически проводить индивидуальную работу со слабыми учащимися во внеурочное время, строго вести учет пробелов в знаниях каждого слабого ученика.
2. Со справкой ознакомить на совещании при директоре.